EMCR News: Родионов
EMCR EMCR
or
All threads
Бюджетные субсидии по демпферу, предназначенные для производителей автомоби...
Бюджетные субсидии по демпферу, предназначенные для производителей автомобильного бензина и дизельного топлива, превысили объем бюджетных поступлений по акцизам на автобензин и дизель более чем в 9 раз по итогам первых четырех месяцев 2024 г. – 626 млрд руб. против 68 млрд руб., следует из данных Минфина и Федерального казначейства.

Кратное соотношение субсидий и выплат по акцизам характерно и для всего периода действия демпфера, т.е. начиная с 2019 г. Поступления в консолидированный бюджет по акцизам на автобензин и дизель в период с января 2019 г. по апрель 2024 г. достигли в общей сложности 1,33 трлн руб., тогда как субсидии по демпферу – 4,99 трлн руб., включая кризисный для сырьевых рынков 2020 г., когда из-за низких внешних» цен на нефтепродукты баланс выплат по демпферу сложился не в пользу нефтяников.

Эти данные лишний раз подтверждают, что демпфер является не компенсацией за недопоставку топлива на экспорт, а лишь формулой расчета субсидий, которые выплачиваются нефтяникам за удержание цен на нефтепродукты в границах инфляции. Однако это условие далеко не всегда выполняется: в апреле 2024 г. 12-месячный прирост цен на автобензин и дизель достиг 8,5% и 11,3% соответственно, тогда как годовая инфляция составила 7,8%, согласно данным Росстата.

При этом в формуле расчета демпфера (статья 200 Налогового кодекса) до сих пор учитываются цены на автобензин и дизельное топливо на хабе Роттердаме, хотя эмбарго на морской импорт нефтепродуктов из России в страны ЕС вступило в силу еще в феврале 2024 г.
16 Jun'24 13:02
У Кирилла Родионова хорошие посты, которые касаются демпфера. Давние подписчики моего канала знают, что я веду с демпфером неравную борьбу. Даже вносил законопроект в Госдуму об его отмене.

В частности, Кирилл отмечает:

Бюджетные субсидии по демпферу, предназначенные для производителей автомобильного бензина и дизельного топлива, превысили объем бюджетных поступлений по акцизам на автобензин и дизель более чем в 9 раз по итогам первых четырех месяцев 2024 г. – 626 млрд руб. против 68 млрд руб., следует из данных Минфина и Федерального казначейства.

Кратное соотношение субсидий и выплат по акцизам характерно и для всего периода действия демпфера, т.е. начиная с 2019 г. ПоПоступления в консолидированный бюджет по акцизам на автобензин и дизель в период с января 2019 г. по апрель 2024 г. достигли в общей сложности 1,33 трлн руб., тогда как субсидии по демпферу – 4,99 трлн руб.включая кризисный для сырьевых рынков 2020 г., когда из-за низких внешних» цен на нефтепродукты баланс выплат по демпферу сложился не в пользу нефтяников.


Из этого делается вывод, что де-факто демпфер — это не компенсация потерь от перенаправления поставок с экспорта на внутренний рынок, а банальная субсидия, направленная на удержание цен на нефтепродукты в пределах инфляции. При этом, если учесть все субсидии, которые выделяются российским НПЗ, получится, что они составляют 1,7% ВВП (на один демпфер приходится 0,9% ВВП). Это больше, чем субсидии в адрес угольной отрасли в 1993 году, которые составляли 1,1% ВВП.

Кто-то скажет, а в чем вообще проблема? Цены вон растут на АЗС медленно, хорошо же.

Ну тут как посмотреть.

1. Субсидирование во имя удержания цен — порочная практика. Такие субсидии только увеличивают потребительские искажения, а еще требуют все больших расходов бюджета (в реальности это не траснферт из бюджета, а налоговый вычет). То есть плата за такое все равно есть, просто она опосредованная.

2. Такие субсидии — это явная дискриминация других продавцов топлива. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) обладают всей цепочкой: от добычи нефти до розничной реализации. В случае, если цена завода вплотную приближается к розничной, АЗС показывает убытки, но если а) вы находитесь в режиме коллективной группы налогоплательщиков и б) вы обладаете всей цепочкой производства, а одно из звеньев еще и субсидируется (собственно, производство товарных нефтепродуктов), вы легко перераспределяете прибыли и убытки вдоль всей вертикальной структуры. И субсидии по сути лишь усиливают этот эффект: не получили прибыли в рознице, получили больше в переработке. В итоге ВИНК цены в рознице сдерживают, а остальной сектор терпит убытки (оптовые цены-то высокие, а субсидии — удел избранных). Что из этого следует? Снижение инвестиций в топливную розницу (а у нас в целом скорее дефицит АЗС, особенно на трассах).

Если брать тот факт, что субсидии превышают (причем в 9 раз) поступления от акцизов, можно просто взять и отменить акцизы. Но нет, будем субсидировать.

А можно ли сделать что-то другое?

В целом да. Но тут все равно надо будет с чем-то смириться. Либо равные условия для всех в плане субсидирования, либо рынок и нормальная ценовая динамика. Первый вариант предполагает а) перенос акциза и субсидирования на АЗС (технически и учётно сложнее, чем это работает сейчас) и б) либо выведение розничных подразделений ВИНК в структуры, не участвующие в коллективной группе налогоплательщиков (не получится уже быть убыточным), либо в целом дробление ВИНК. Второй вариант - дробление акциза на федеральную и региональные части при возможности регионам устанавливать свои ставки акцизов (в зависимости от целей — дороги или стоимость топлива) + либерализация цен.

Увы, но ни первый, ни второй варианты политически нереализуемы. А третьего не дано.

https://t.me/kirillrodionov/949

https://t.me/kirillrodionov/958
Родионов
Бюджетные субсидии по демпферу, предназначенные для производителей автомобильного бензина и дизельного топлива, превысили объем бюджетных по...
18 Jun'24 17:04
Уточняющий пост

Субсидии российским НПЗ – по демпферу, обратному акцизу на нефть и инвестиционной набавке – в 2023 г. почти втрое превысили сборы по акцизам на автомобильный бензин и дизельное топливо, включая поступления в региональные бюджеты: 2913 млрд руб. VS 1050 млрд руб., согласно данным Минфина РФ и Федерального казначейства.

В 2022 г. субсидии НПЗ превзошли сборы консолидированного бюджета по акцизам на автомобильный бензин и дизельное топливо более чем втрое (3249 млрд руб. VS 990 млрд руб.), а в 2021 г. – в полтора раза (1288 млрд руб. VS 842 млрд руб.).

В процентах к ВВП (в текущих ценах) субсидии российским НПЗ достигли 0,9% ВВП в 2021 г., 2,1% ВВП в 2022 г. и 1,7% ВВП в 2023 г. Этот показатель включает:
обратный акциз на нефть, предназначенный для НПЗ, у которых объем производства нефтепродуктов превышает 75% от объема производства нефти;
инвестиционную надбавку для НПЗ, у которых это соотношение составляет менее 75%, но которые осуществляют инвестиции в модернизацию мощностей;
демпфер, который, с формальной точки зрения, является компенсацией за недопоставку топлива на экспорт, но в реальности является субсидией за удержание оптовых цен в установленных регуляторами рамках, а розничных цен – в границах инфляции.

В одном из недавних постов банально забыл включить поступления по акцизам на автобензин и дизель в региональные бюджеты, хотя всегда их учитывал, в том числе в одной из прошлогодних статей о необходимости отказа от демпфера.

За подсказку спасибо Григорию @furydrops Баженову
20 Jun'24 14:58