В частности, Кирилл отмечает:
Кратное соотношение субсидий и выплат по акцизам характерно и для всего периода действия демпфера, т.е. начиная с 2019 г. ПоПоступления в консолидированный бюджет по акцизам на автобензин и дизель в период с января 2019 г. по апрель 2024 г. достигли в общей сложности 1,33 трлн руб., тогда как субсидии по демпферу – 4,99 трлн руб.включая кризисный для сырьевых рынков 2020 г., когда из-за низких внешних» цен на нефтепродукты баланс выплат по демпферу сложился не в пользу нефтяников.
Из этого делается вывод, что де-факто демпфер — это не компенсация потерь от перенаправления поставок с экспорта на внутренний рынок, а банальная субсидия, направленная на удержание цен на нефтепродукты в пределах инфляции. При этом, если учесть все субсидии, которые выделяются российским НПЗ, получится, что они составляют 1,7% ВВП (на один демпфер приходится 0,9% ВВП). Это больше, чем субсидии в адрес угольной отрасли в 1993 году, которые составляли 1,1% ВВП.
Кто-то скажет, а в чем вообще проблема? Цены вон растут на АЗС медленно, хорошо же.
Ну тут как посмотреть.
1. Субсидирование во имя удержания цен — порочная практика. Такие субсидии только увеличивают потребительские искажения, а еще требуют все больших расходов бюджета (в реальности это не траснферт из бюджета, а налоговый вычет). То есть плата за такое все равно есть, просто она опосредованная.
2. Такие субсидии — это явная дискриминация других продавцов топлива. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) обладают всей цепочкой: от добычи нефти до розничной реализации. В случае, если цена завода вплотную приближается к розничной, АЗС показывает убытки, но если а) вы находитесь в режиме коллективной группы налогоплательщиков и б) вы обладаете всей цепочкой производства, а одно из звеньев еще и субсидируется (собственно, производство товарных нефтепродуктов), вы легко перераспределяете прибыли и убытки вдоль всей вертикальной структуры. И субсидии по сути лишь усиливают этот эффект: не получили прибыли в рознице, получили больше в переработке. В итоге ВИНК цены в рознице сдерживают, а остальной сектор терпит убытки (оптовые цены-то высокие, а субсидии — удел избранных). Что из этого следует? Снижение инвестиций в топливную розницу (а у нас в целом скорее дефицит АЗС, особенно на трассах).
Если брать тот факт, что субсидии превышают (причем в 9 раз) поступления от акцизов, можно просто взять и отменить акцизы. Но нет, будем субсидировать.
А можно ли сделать что-то другое?
В целом да. Но тут все равно надо будет с чем-то смириться. Либо равные условия для всех в плане субсидирования, либо рынок и нормальная ценовая динамика. Первый вариант предполагает а) перенос акциза и субсидирования на АЗС (технически и учётно сложнее, чем это работает сейчас) и б) либо выведение розничных подразделений ВИНК в структуры, не участвующие в коллективной группе налогоплательщиков (не получится уже быть убыточным), либо в целом дробление ВИНК. Второй вариант - дробление акциза на федеральную и региональные части при возможности регионам устанавливать свои ставки акцизов (в зависимости от целей — дороги или стоимость топлива) + либерализация цен.
Увы, но ни первый, ни второй варианты политически нереализуемы. А третьего не дано.
https://t.me/kirillrodionov/949
https://t.me/kirillrodionov/958
Субсидии российским НПЗ – по демпферу, обратному акцизу на нефть и инвестиционной набавке – в 2023 г. почти втрое превысили сборы по акцизам на автомобильный бензин и дизельное топливо, включая поступления в региональные бюджеты: 2913 млрд руб. VS 1050 млрд руб., согласно данным Минфина РФ и Федерального казначейства.
В 2022 г. субсидии НПЗ превзошли сборы консолидированного бюджета по акцизам на автомобильный бензин и дизельное топливо более чем втрое (3249 млрд руб. VS 990 млрд руб.), а в 2021 г. – в полтора раза (1288 млрд руб. VS 842 млрд руб.).
В процентах к ВВП (в текущих ценах) субсидии российским НПЗ достигли 0,9% ВВП в 2021 г., 2,1% ВВП в 2022 г. и 1,7% ВВП в 2023 г. Этот показатель включает:
• обратный акциз на нефть, предназначенный для НПЗ, у которых объем производства нефтепродуктов превышает 75% от объема производства нефти;
• инвестиционную надбавку для НПЗ, у которых это соотношение составляет менее 75%, но которые осуществляют инвестиции в модернизацию мощностей;
• демпфер, который, с формальной точки зрения, является компенсацией за недопоставку топлива на экспорт, но в реальности является субсидией за удержание оптовых цен в установленных регуляторами рамках, а розничных цен – в границах инфляции.
В одном из недавних постов банально забыл включить поступления по акцизам на автобензин и дизель в региональные бюджеты, хотя всегда их учитывал, в том числе в одной из прошлогодних статей о необходимости отказа от демпфера.
За подсказку спасибо Григорию @furydrops Баженову
How do I join the thread?
EMCR NEWS: INSTRUCTIONS
How to Join EMCR News Discussions
The EMCR News - feed is akin to the Bloomberg news line. In it, you will find the latest financial news, along with associated comments and discussions from professional analysts.
To not miss anything - read the full EMCR News feed on the EMCR website through a desktop or a pinned browser window on the "home" screen of your phone.
How to pin the EMCR News window: Instructions for iPhone, instructions for Android
How to join the EMCR News feed as a contributor and participant?
Step 1: Create and adequately complete your personal or corporate profile on the EMCR professional social network.
Step 2: Get verification of your expertise from someone who already has a verified personal profile on EMCR.
Step 3: in the settings of your personal or corporate profile, connect the broadcast of your Telegram channel to the profile.
After this, the content of your channel will be displayed in your EMCR profile. We can include the most interesting of your posts or all of your content in the EMCR News feed depending on its quality and topic. You will also be able to participate in news discussions and link your posts in long thematic threads.
Participating in EMCR News discussions and linking your posts to threads.
To comment on some news, copy the link to it from the source Telegram channel and paste it in your comment or make a repost of the news from the source channel in your own channel and give your comment as a reply to this repost If your comment enters the news discussion on EMCR News, it will look like this: EXAMPLE
You can also comment on other participants comments (also through a link or repost) and they will also be added to the general chain of comments.
ATTENTION: only professional comments get into the news discussion.
A thematic thread is a series of comments about one topic, connected to each other.
EXAMPLE
Linking your posts to thematic threads is also done through a reply to your previous post or by inserting the link to it as the first link in your new post.
We share the best threads and discussions in our "Thread of the Day" section, and also share them in our @EMCR_jobs channel.
We wish you interesting posts and great discussions!