EMCR News: НКР
EMCR EMCR
or
All threads
Автокредитование забуксует во II квартале, но потом продолжит быстро двигат...
Автокредитование забуксует во II квартале, но потом продолжит быстро двигаться


После рекордных объёмов выдачи автокредитов в I квартале 2024 года этот сегмент, скорее всего, ждёт обвал в апреле–мае. Вместе с тем пробуксовка не помешает активному росту в дальнейшем.

По мнению НКР, во втором квартале российские банки выдадут на 15-20% меньше кредитов, чем в первом. Причина — досрочное исчерпание в феврале и марте спроса, связанного с ожиданиями повышения цен на импорт автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Однако уже этим летом портфель сегмента может превысить 2 трлн руб., а по итогам 2024 года — 2,2 трлн руб., прибавив за 12 месяцев 25–30% после прошлогодних 41,6%.

По данным АВТОСТАТа, в марте в России было продано 146 тыс. новых легковых автомобилей, что более чем в 2 раза выше показателя за март 2023 года. В I квартале продажи подскочили на 93% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 331 тыс. машин.

Несмотря на высокие процентные ставки, схожую динамику продемонстрировал и сегмент автокредитования. По данным Frank RG, в марте было выдано 224 млрд руб. автокредитов — всего в 2 раза меньше, чем ипотеки, крупнейшего по объему розничного сегмента. Относительно марта 2023 года показатель вырос в 2,3 раза. В целом же за I квартал было выдано займов на 528 млрд руб., в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По мнению НКР, важной причиной стали ожидания повышения утильсбора с автомобилей, ввозимых в РФ из стран ЕАЭС, с 1 апреля с учётом разницы акцизов, НДС и таможенных сборов между РФ и прочими странами блока. До 1 апреля разница в ценах на автомобили, купленные в этих странах и в российских салонах, доходила до 20–30%, но после вступления изменений в силу покупка в ЕАЭС перестала быть настолько выгодной для российских автолюбителей.

Этот фактор можно назвать краткосрочным, поскольку его влияние было реализовано в I квартале, по большей части в марте, когда на рынке было много желающих запрыгнуть в последний вагон в преддверии роста цен. При этом НКР допускает, что некоторые банки по техническим причинам (особенно с учётом того, что 2 последних дня марта были выходными) отнесут часть последних мартовских кредитов к выдачам за первую неделю апреля, что несколько поддержит статистику за II квартал.

Наибольшее влияние на российский рынок продолжит оказывать экспансия китайского автопрома, который в последние месяцы значительно расширил объём предложений во всех ценовых сегментах. Этот фактор можно назвать долгосрочным: он оказал существенное положительное влияние на продажи и автокредитование в 2023 году, и он же продолжит поддерживать авторынок в году текущем.

НКР учитывает в прогнозе и большое разнообразие акционных предложений и скидок на авторынке, после применения которых можно купить новый автомобиль даже ниже рекомендованной производителем розничной цены.

По мнению агентства, если макроэкономическая ситуация не ухудшится, во втором квартале можно ожидать торможения динамики автокредитования: по сравнению с предыдущим кварталом объём выдач, вероятно, сократится на 15-20%. Вместе с тем в сравнении со II кварталом прошлого года объём выдачи вырастет и значительно — на 70-80%.

В дальнейшем автокредитование продолжит быстро расти, несмотря на высокие процентные ставки. Рынок поддержат насыщение предложения и льготные госпрограммы для новых автомобилей с высоким уровнем локализации. С учётом этого НКР прогнозирует рост портфеля автокредитов в 2024 году на 25-30%. Среднемесячные темпы роста будут ниже прошлогодних значений, однако портфель может превысить 2 трлн руб. уже летом и 2,2 трлн руб. — к концу года.
24 Apr'24 08:02